Как сформировать эффективную команду, сохранив индивидуальность каждого
1. Установите прозрачные цели и ожидания
Перед стартом проекта необходимо определить его конечный результат и ресурсы, требуемые для его реализации.
Допустим, вы начинаете работу над проектом по разработке сайта, чтобы монетизировать деятельность отдела обучения, и собираете команду для обсуждения. На собрании обозначьте цели этого проекта и только потом начинайте верхнеуровневое обсуждение. Непременно попросите каждого участника дать своё видение проекта.
Старайтесь не вдаваться в мельчайшие подробности на начальном этапе. Это может погасить творческие порывы, а все яркие идеи — загнать в жёсткие рамки. Проект всегда проходит модернизацию, поэтому для начала важно обозначить вектор конечных ожиданий.
2. Набирайте профессионалов
В зависимости от поставленных задач анализируйте рынок и формируйте команду, в которой каждый сотрудник — профессионал в своей области. На собеседовании подробно расскажите кандидату, чем придётся заниматься, проанализируйте его видение проекта: как бы он реализовал себя в команде?
Представьте, что на этапе собеседования на позицию бизнес-тренера вы проговариваете кандидату, что хотели бы не только поддерживать бизнес-процессы подразделения, но и видите необходимость в формировании проектов для выхода на внешний рынок. Обязательно спросите, каким он видит этот проект и какие способы реализации он мог бы использовать. Если кандидат растерялся, кратко расскажите ему об уже имеющихся наработках и задайте более точечные вопросы.
Например, кандидат предложил продавать вебинары зарубежным партнёрам. В таком случае уточните, на какие темы будут вебинары, какая их продолжительность и стоимость, что ещё, кроме продажи вебинаров, он видит в проекте.Также рекомендуем проводить тестирование кандидата на наличие не только хард-скилов, но и софт-скилов Например, стрессоустойчивость, коммуникабельность, навык работы в команде. Кандидат может обладать глубокими знаниями, но при этом снижать эффективность команды токсичностью и неконструктивностью. Используйте психологические тесты: тест оценки мотивации Герчикова, «Большая пятёрка», MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник), Кеттелла и другие.
3. Поддерживайте открытую коммуникацию
На этапе запуска проекта акцентируйте внимание на открытой коммуникации. Важно создавать атмосферу доверия, в которой каждый член команды чувствует себя комфортно, смело высказывает свои мысли, идеи и опасения. Регулярные собрания, отчёты, общие чаты и обратная связь помогут поддерживать прозрачность и открытость внутри коллектива, а также дадут возможность своевременно реагировать на возникающие проблемы.
В одном из наших подразделений у директора департамента было отдельное помещение с плотно закрывающейся дверью. И первое, что он сделал, когда вступил в должность, — снял её с петель со словами: «У меня не только всегда открыта дверь — её совсем нет. Есть жалобы или предложения — заходите без стука».
Также стоит обратить внимание на формат коммуникаций западных компаний, например анимационной компании Pixar. Режиссёры студии регулярно организуют брифинги, на которых демонстрируют макеты своих будущих проектов коллегам. Всё мероприятие сопровождается долгими дискуссиями и обсуждениями, ведь главное правило подобных собраний заключается в том, что высказываться должны все участники без исключения: от дизайнеров до сценаристов. По завершении мозгового штурма режиссёр получает множество свежих идей по улучшению будущего проекта.
4. Уважайте разнообразие и индивидуальность
Каждый член команды уникален и привносит в процесс работы собственный опыт, свою точку зрения. Уважение к разнообразию и индивидуальности способствует созданию более творческой и инновационной атмосферы. Важно поощрять выражение мнений, даже если они отличаются от общепринятых.
Если на совещании кто-то выражает свою позицию по проекту, то обязательно поблагодарите человека за участие в обсуждении. Это показывает участнику, что он не просто исполнитель ваших поручений, а относится к делу с душой и привносит своё видение.
5. Распределите роли и задачи с учётом сильных сторон каждого
Изучайте сотрудников. Чтобы команда работала эффективно, важно распределить роли и задачи с учётом сильных и слабых сторон каждого. Это поможет грамотно использовать потенциал участников и обеспечит баланс в командной работе.
После трудоустройства попросите сотрудников уделить 10 минут на написание эссе о себе. Добавьте пункты про прошлую работу, увлечения вне работы, возможные награды и достижения. Во-первых, вам будет проще «растопить лёд» при налаживании коммуникаций, во-вторых, их увлечения или непрофессиональные навыки, возможно, пригодятся в будущих проектах.
6. Поддерживайте командный дух
Не забывайте проводить дополнительные мероприятия по сплочению коллектива: тимбилдинги, тренинги, совместные обеды, ежеквартальные или ежегодные награждения. Подобные регулярные мероприятия помогают укрепить взаимоотношения и сформировать чувство единства в команде.
Нет универсального инструмента для поддержания командного духа и сохранения индивидуальности каждого, всё зависит от команды и проекта. Поэтому рекомендуется применять разные инструменты в комплексе.
Внедряя в рабочий процесс вышеупомянутые шаги и принимая во внимание уникальные качества каждого сотрудника, вы сможете создать команду, способную достигать впечатляющих результатов и сохранять мотивацию на протяжении длительного периода времени.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ На главную блога