Без опыта: как малому бизнесу привлечь студентов на работу
Авторы:
Михаил Швецов, совладелец отеля MIROTEL
Алина Журавлева, начальник управления Департамента труда и занятости населения Тюменской области
Почему стоит присмотреться к студентам
Готовность к обучению. Студенты ещё не успели накопить профессиональный опыт — у них нет закрепившихся представлений о том, как всё должно быть устроено в работе. Они смогут быстрее адаптироваться к корпоративной культуре вашей компании, а вы сможете обучить их под себя и свои задачи.
Гибкость в зарплате. Студенты получили теоретические знания о специальности и ищут возможность применить их на практике. Они понимают, что им может где-то не хватать реальных навыков и работодатель будет вкладываться в их развитие. Поэтому они часто согласны на зарплату чуть ниже рынка.
Долгосрочные перспективы. Принимая студентов на практику или стажировку, вы помогаете им освоить необходимые навыки и знакомите с задачами компании. Если они хорошо проявят себя, вы можете предложить им продолжить работать с вами после окончания учебы.
Какие могут возникнуть сложности
В приоритете учёба, а не работа
Студенты не всегда могут посвятить работе столько времени, сколько требуется, из-за плотного расписания занятий в колледже или вузе. Например, во время сессии в институте.
Что можно сделать:
• Попросите у студентов расписание учебных занятий и узнайте, сколько времени они готовы работать. Установите гибкий график, который позволит студентам совмещать учёбу с работой. Рассмотрите возможность частичной занятости или работы по сменам.
• Поддерживайте студентов в период экзаменов. Предложите им временно снизить нагрузку во время сессии, а после вернуться к обычному графику.
Неопытность
Иногда студентам сложно сразу привыкнуть к рабочему темпу, и они откладывают выполнение задач. В результате молодые сотрудники могут подумать, что они не справляются с работой, и решить уйти из компании раньше, чем вы ожидали.
Что можно сделать:
• Разработайте систему горизонтального роста. Если вы видите, что сотруднику не интересна его должность, предложите перейти на другие позиции внутри компании.
• Периодически собирайте обратную связь. Так вы сразу узнаете, что не устраивает работника и сможете исправить недочёты.
• Важно понимать, что не все сотрудники задерживаются надолго: из трёх принятых студентов, вероятно, один останется на долгий срок. Это не ваша вина, а естественный процесс адаптации молодых специалистов.
__________
Как работать с теми, кто родился между 1997 и 2012 годом, рассказали в этой статье.
Как выстроить работу с вузами
Оцените потребность в сотрудниках
Определите, сколько человек вам нужно нанимать каждый год, учитывая, что часть сотрудников может уволиться. Например, если вам нужно около 10 человек в год, планируйте привлечь на несколько сотрудников больше. Так, если кто-то из персонала захочет покинуть вашу компанию, вы не останетесь без работников.
Найдите образовательные учреждения
Выясните, какие вузы и колледжи в вашем регионе готовят специалистов в вашей отрасли. Зайдите на их сайт, найдите контакты факультета или кафедры, где обучают по нужным вам специальностям, и договоритесь о встрече.
Расскажите о себе
Встретьтесь с представителями вузов — деканами или заведующими кафедр — и представьте свою компанию. Расскажите о том, как вы вкладываетесь в развитие сотрудников, какие перспективы карьерного роста вы предлагаете и чем ваша компания может заинтересовать студентов. Покажите примеры успешной адаптации, когда молодой сотрудник пришёл на стажировку, а потом построил карьеру в вашей компании.
Договоритесь о сотрудничестве
В зависимости от политики вуза, предложите заключить соглашение о сотрудничестве или договоритесь о нём устно. Со своей стороны вы можете предложить вузу помощь в проведении занятий по вашей специальности или предоставить места для практики.
Будьте заметными и активными
Участвуйте в учебном процессе
Начните преподавать в вузе: это могут быть отдельные спецкурсы о тонкостях работы в вашей отрасли или небольшие открытые мастер-классы. Это повысит узнаваемость вашей компании среди студентов и укрепит сотрудничество с учебными заведениями.
Предложите своё участие в качестве эксперта или члена комиссии на экзаменах, аттестациях и профессиональных конкурсах. Так вы сможете сразу оценить уровень подготовки студентов и выбирать лучших для своей компании.
Организовывайте экскурсии
Приглашайте студентов на экскурсии в вашу компанию. Например, в MIROTEL устраивают встречи студентов с сотрудниками в неформальной обстановке. Работники рассказывают о своих задачах, делятся опытом и забавными или нестандартными случаями из практики. Это помогает студентам лучше понять, чем занимается компания и какие перспективы их ждут при трудоустройстве.
Приглашайте на практику
Разработайте план практики: включите в него разнообразные задачи, а не только самые простые. В MIROTEL студентам сначала дают несколько дней, чтобы освоиться в коллективе, потом они начинают выполнять несложные задания под руководством более опытных коллег. Если стажёр быстро вникает в курс дел, ему предлагают сдать аттестацию и работать самостоятельно, как полноценный сотрудник.
Получайте результат
Постепенно ваша компания станет известной среди студентов как место, где можно получить первый опыт работы и перспективы карьерного роста. Вузы оценят ваш вклад в учебный процесс и будут рекомендовать лучших учеников для прохождения практики или трудоустройства.
↩ Больше материалов для предпринимателей