Сказать нет: как тактично отказаться от офера

Отказаться от официального приглашения работодателя бывает очень непросто. Но тем не менее важно собраться с силами и сообщить о своём решении. Рассказываем, как сделать это корректно, чтобы сохранить о себе благоприятное впечатление, ведь рынок труда тесен.
Наталья Рево
Наталья Рево
автор статей

Почему вообще важно озвучить свой отказ, а не просто прекратить диалог с работодателем без объяснения причин? Потому что это будет грубым нарушением этики делового общения и вызовет негативную реакцию у собеседника. И, безусловно, бросит тень на вашу репутацию.

Это может показаться мелочью, однако такое поведение может навредить вам:

  • возможно, в будущем вы будете претендовать на другую вакансию в той же компании, но рассматривать вашу кандидатуру уже не станут;
  • человек, которого вы проигнорировали, может встретиться вам при трудоустройстве в другую организацию;
  • он может быть знаком с другими нанимателями и поделиться с ними этим негативным опытом;
  • если речь идёт о кадровом агентстве, то рядом с вашим именем в базе может появиться отметка о неудачном опыте взаимодействия, которую увидят многие рекрутеры.

Словом, гостинг может сыграть роковую роль в процессе трудоустройства. А грамотная коммуникация с рекрутером, напротив, способна стать бустером карьеры.

Как сформулировать отказ

Давать обратную связь, лучше всего используя «принцип сэндвича», то есть составить своё сообщение из трёх частей:

— что вам нравится,
— что не подходит,
— что вы предлагаете с этим сделать.

Важно начать и закончить на позитивной ноте. То есть как бы обернуть ваш отказ в позитивное начало и благоприятный финал. Например, так:

  1. Подчеркните ценность: «Я был рад получить от вас предложение о трудоустройстве» или «Ваша компания — привлекательное место работы».
  2. Расскажите о своём отношении к ситуации. При этом выражайтесь конкретно — объясните причину отказа, но сделайте это тактично, без критики. Для этого лучше использовать «я-сообщения»: говорить о себе, а не о том, что не так с вакансией, например: «К сожалению, мне не вполне подходят озвученные условия работы. Я рассматриваю более высокий уровень оплаты труда».
  3. Подытожьте — можно поблагодарить и выступить с предложением или инициативой, например: «Если в будущем у вас будут другие вакансии, подходящие под мой запрос, буду рад их рассмотреть».

Таким образом вы:

  • создадите комфортную среду для отказа;
  • проявите себя как эффективный коммуникатор, что является важным скилом;
  • зарекомендуете себя как человека, который чётко понимает, чего хочет, и идёт к намеченной цели;
  • оставите возможность для продолжения общения в будущем;
  • не исключено, что тут же получите более привлекательное предложение, потому что объясните причину отказа — и работодатель, может быть, пойдёт навстречу вашим пожеланиям.

Как выбрать момент для отказа

Ещё один важный нюанс — объявить о своём решении вовремя:

  1. С одной стороны, важно не торопиться, взвесить все за и против. Если вас что-то смущает, уточните детали, задайте дополнительные вопросы, соберите больше информации об условиях и работодателе в целом. Определите собственные приоритеты на настоящий момент. Возможно, даже при наличии некоторых недостатков вакансия позволит достичь определённых целей и станет трамплином для будущей карьеры. Отказываться стоит после того, как вы окончательно убедитесь, что полученное предложение вам не подходит и вы сможете найти более привлекательный вариант.
  1. С другой стороны, не надо затягивать. Если вы откажетесь в последний момент, это вызовет недоумение у работодателя. У него может создаться впечатление, что вы думаете только о личных интересах и не осознаёте ответственности перед другими. Например, если офер уже был принят вами, другие кандидаты получили отказ — и компания начала процесс вашего оформления.

Качественное завершение общения не менее важно, чем весь предыдущий процесс взаимодействия. Говорить нет — нормально, но важно уметь это делать. Создавая ситуацию win-win, в которой вы закончите диалог на позитивной ноте, вы проявите себя как человека, с которым хочется иметь дело. Это будет вкладом в вашу репутацию и может повысить вашу ценность как кандидата на рынке труда.

К другим статьям