Как справиться со страхом расширения команды и где искать эффективных специалистов?

В 2023 году компании стали тратить на поиск сотрудников в 1,5 раза больше времени, рассказали Forbes в hh.ru и в компании «Яков и партнёры». Среди причин — нежелание специалистов в период политической и социальной турбулентности менять работу и увеличение числа вакансий: соискатели гораздо быстрее могут найти подходящее место, а работодателям сложнее подобрать персонал. Этот фактор может усугубить нерешительность предпринимателей, которым предстоит масштабировать бизнес. Среди прочих страхов руководителей перед расширением команды — невозможность вовремя заплатить сотрудникам, напрасные вложения в специалиста, который пройдёт обучение и уволится или окажется не инициативным, не впишется в коллектив и т. д.

Как посмотреть в лицо своим страхам, преодолеть их и найти высококлассных специалистов для построения эффективной команды, рассказывает Анна Цыкоза — коуч PCC ICF, психолог и бизнес-тренер.

Как справиться со страхом расширения команды и где искать эффективных специалистов?
Анна Цыкоза, коуч PCC ICF, психолог и бизнес-тренер

Откуда берётся страх?

Темпы развития компании определяет мышление человека, на которое влияет буквально всё: семья, где он родился, полученный опыт, окружение, ситуация в стране и в мире. Предприниматели живут в постоянном беспокойстве за своё дело. Часто бизнесмен, который заработал положение, репутацию, деньги на базовые потребности, боится всё это потерять. Его энергия направлена на удержание текущего положения дел, в то время как расширение бизнеса и найм новых сотрудников — это дополнительные риски, которые могут показаться неоправданными. Руководитель медлит с увеличением численности штата, даже когда для этого есть все предпосылки.

Пять основных страхов, которые возникают у предпринимателя, когда перед ним встаёт вопрос о поиске новых членов команды:

1. Достойных профессионалов на рынке нет, всё равно никто не сделает лучше, чем я. Этот страх основан на негативном опыте. Например, в прошлом у предпринимателя были кейсы, когда сотрудники или партнёры вели себя непрофессионально и за ними пришлось переделывать работу самому.

2. Я никому не доверю важную работу, потому что не хочу испортить репутацию. Моя репутация — основной источник моих клиентов. Страх, в основе которого лежит недоверие к людям в целом. Такой страх, как правило, возникает из детства, когда его транслировали какие-то значимые для человека личности, например родители.

3. Мой бизнес не интересен классным профессионалам — слишком мелкий, узкая ниша и т. п. Это обесценивание себя и своего опыта, которое говорит о неуверенности в себе. Возможно, стоит взглянуть на себя и свои достижения со стороны, чтобы увидеть их в новом свете.

4. Я боюсь увольнять, нанимать, брать ответственность за сотрудников, учить и направлять их. Такой страх говорит об отсутствии выраженных лидерских качеств. Предпринимателю, который хочет, чтобы его бизнес был успешным и развивался, необходимо работать над их развитием.

5. Новый сотрудник не поймёт, как устроен мой бизнес. Страх основан на отсутствии чёткой финансовой модели, должностных инструкций, норм, правил, критериев эффективности, стратегии продаж и т. д.

Как справиться со страхами при найме сотрудников?

1. Страх — это система нашей безопасности. Он предупреждает нас о том, что требует внимания.

Если страх основан на прошлом негативном опыте, важно понять, какую историю вы сейчас себе рассказываете, какой ограничивающей сюжетной линии следуете. Найти в прошлом то, что определяет ваши действия сейчас, понять, какие эмоции вы испытывали. Далее нужно сформулировать, каким мог бы быть позитивный сценарий. Какие чувства вы хотели бы испытывать и выражать.

Например: «Я уже нанимал сотрудника и потерял время и деньги. Профессионалов на рынке нет, я могу опираться только на себя. Я испытывал злость, разочарование, напряжённость».

Смещаем контекст с ограничивающей истории своей жизни на продвигающую: «Сейчас и в будущем в подобных ситуациях я говорю и буду говорить себе, что на рынке есть профессионалы, компетентные и заинтересованные в работе со мной и моей командой. Я хочу испытывать признание, радость, уверенность, гордость».

Сменив контекст истории, мы выходим из плена убеждений и видим, как можно было решить задачу поиска нужного для команды человека.

2. Представьте, что страх — это ваш друг, который поможет вам увидеть, к чему и как нужно подготовиться. Он пришёл к вам с целью не остановить, а продвинуть.

Определим, чего конкретно вы боитесь? Например, страх «у меня не получится вовремя оплатить работу сотрудника». Спросите совета у своего страха: к чему мне подготовиться, чтобы не бояться? Как сделать так, чтобы я смог заплатить? Ответ может быть таким: нужно определить конкретные задачи и стоимость такого человека на рынке, понять, какие из его обязанностей будут влиять на прибыль компании, в каких вопросах он разгрузит вас как собственника и т. д. Так появится понимание дальнейших действий.

3. Превратите страх в абсурд и посмотрите, что произойдёт.

Один из эффективных методов работы со страхом — несколько раз ответить себе на вопрос «И что тогда произойдёт?».

Например: вы говорите себе, что боитесь брать ответственность за нового сотрудника — нанимать, увольнять, обучать и т. п. Нужно представить себя в одной из таких ситуаций. Например, вам пришлось заниматься обучением нового работника. Процесс движется медленно и неэффективно, сотрудник не обучается, вы понимаете, что, скорее всего, он вам не подойдёт. Вместо того чтобы заниматься самокопанием, мучительно подбирать формулировку для отказа, вы устраиваете тестирование, которое наглядно показывает, что человек не готов находиться на занимаемой должности. По результатам вы можете спокойно и аргументированно сказать ему, что готовы распрощаться. Никакого негатива, только факты.

И так с любой ситуацией. Разложив конкретный случай на отдельные звенья и ответив на такой вопрос, вы поймёте, что на самом деле ничего страшного в подобных рабочих ситуациях нет. Есть неуверенность в себе как руководителе, но над воспитанием лидерских качеств можно и нужно работать.

4. Страх исчезнет, когда в бизнесе будет порядок.

Для любого бизнеса важны финансовая модель и понимание ключевых показателей роста. Только так можно просчитать рентабельность, необходимость найма сотрудников, перспективы развития компании. Там, где есть порядок, нет места пустым волнениям.

Для того чтобы остановить хаос в компании, начните с двух простых шагов:

  • Проанализируйте, насколько вы как собственник включены в рутинные процессы. Возможно, стоит делегировать часть полномочий: пусть бухгалтер занимается счетами и отчётами, менеджер — общается с клиентами, администратор — закупает канцелярские принадлежности. Тогда у руководителя останется время, чтобы определять стратегию компании.
  • Вникните в финансовые показатели, чтобы понять, какие процессы проседают, где можно сэкономить, а в какие направления, наоборот, стоит вкладывать больше средств.

После того как страхи будут проработаны, мысль о расширении команды не вызовет у руководителя дополнительного стресса. Главное — действовать последовательно и уверенно, разделив усилия на конкретные и понятные шаги.

Правила эффективного расширения команды

  1. Определите, какой вы видите команду вашей мечты — в том моменте, когда вы достигли желаемого масштаба бизнеса. Например: согласно стратегии, через полгода ваша компания выведет на рынок новый продукт, который позволит серьёзно расширить клиентскую базу и укрепить присутствие на рынке. Для этого вам необходим мощный отдел маркетинга, состоящий из специалистов, готовых грамотно продвигать продукт, и расширенный отдел продаж. Также нужны новые программисты и СЕО.
  2. Проведите аудит штата сотрудников. Чётко определите круг обязанностей каждого из них и проверьте, насколько их эффективность соответствует занимаемой должности. Можно использовать очень показательный инструмент — «Светофор». Распечатайте на большом листе оргструктуру компании. Выделите зелёным цветом эффективных сотрудников, жёлтым — тех, кто находится в «группе риска»: саботирует или плохо выполняет свою работу. Красным цветом обозначьте вакантные места. Глядя на соотношение цветов, вы легко сможете понять, насколько ваша компания нуждается в найме новых специалистов.

Определите стратегию найма сотрудников.
В развитии любой команды есть 4 основных этапа:

  • Эйфория. Этот этап обычно приятен и сотруднику, и руководителю: кажется, что они идеально подходят друг другу.
  • Шторм. По мере выяснения нюансов работы и раскрытия личностных качеств оказывается, что не всё так радужно. Накапливаются претензии, которые могут закончиться и увольнением.
  • Нормы и правила. Для того чтобы у обеих сторон не было никаких иллюзий относительно сотрудничества, определяются правила, по которым будут строиться рабочие процессы.
  • Высокоэффективная команда. Каждый сотрудник чётко знает круг своих обязанностей, имеет исчерпывающие должностные инструкции и соблюдает заведённые в компании принципы общения с коллегами и руководством.

Где искать специалистов

Есть несколько вариантов поиска потенциальных сотрудников. Оптимизировать процесс можно, совмещая сразу несколько из них.

  1. Джоб-сайты. На сегодняшний день одним из самых эффективных, зарекомендовавших себя на рынке является сервис hh.ru. Для многих компаний это основная площадка, которой доверяют как соискатели, так и работодатели. hh.ru — это самая большая база резюме (более 55 млн), удобная система поиска необходимых специалистов по заданным параметрам, все резюме и вакансии проверены модераторами.
  2. HR-специалист на аутсорсе. Специалист на фрилансе или компания, которая занимается подбором персонала, помогут ускорить процесс и провести первичный отбор кандидатов.
  3. Профильные Телеграм-каналы. Их мониторят даже те, кто в данный момент не находится в активном поиске новой работы.
  4. Сайт или бизнес-блог. Крупным компаниям с большой лояльной аудиторией можно рекомендовать размещать вакансии в собственных каналах в социальных сетях и на сайтах.
К другим статьям