Рабочий минимум бренда работодателя: как привлечь соискателя, если ваша вакансия — одна из тысячи?
10 октября 2022•
8 626
Стоит ли выстраивать бренд работодателя компаниям, которые становятся фактически перевалочным пунктом для сотрудников, ищущих временную работу или допзаработок? Казалось бы, ответ очевиден. Зачем делать лишние движения, если через месяц-другой человек уйдёт, а на его место точно придёт новый! Однако всё же стоит, считает Виталий Андреев, генеральный директор компании «Курьерист». В рамках MeetUp hh.ru 2022 «Сделать наём эффективнее: лучшие инструменты работы с репутацией» на примере своего бизнеса он показал, как самую обычную вакансию курьера сделать привлекательной, почему бренд работодателя важен всегда и какие инструменты взять на вооружение, чтобы его развить и укрепить.
Дарья Скорых
автор статей
⏱ 10 минут полезного чтения
Курьеры сегодня завалены предложениями о работе. Вакансий так много, что они откликаются на первую попавшуюся, не особенно вникая в условия. Это вполне понятно: труд неквалифицированный, особенных требований нет и каждому очевидно, чем занимается такой персонал. В таких условиях, чтобы выбрали именно вашу компанию, нужно выделиться. При этом зацепить внимание соискателя необходимо быстро и точно — по опыту Виталия многие курьеры листают вакансии на бегу и не сильно вчитываются в их описание.
О том, как заинтересовать потенциального работника и удержать его внимание, Виталий знает, поскольку у него в штате более 500 курьеров, которые ежедневно развозят покупки примерно по 3 тысячам адресов в Москве и Санкт-Петербурге. Их набор в компании идёт нон-стоп. Чтобы поиск и наём проходили наиболее эффективно, «Курьеристу» достаточно использовать бюджетные инструменты HR-брендинга, основанные на традиционной воронке продаж. Чтобы получить нового сотрудника, целевую аудиторию в компании проводят по следующей цепочке:
Просмотры
Отклики
Презентация
Обучение
Оформление документов
Выход на работу
Как зацепить вакансией?
Чтобы вашу вакансию нашли на просторах интернета и чтобы откликов на неё было как можно больше, над формой и содержанием необходимо поработать. Если для первой части этой задачи достаточно SEO-текста с якорными словами, то для того, чтобы «стоп-игра» сработала и выбрали вас, Виталий советует пойти ещё дальше.
● Перевернуть текст вакансии
Если вакансия простая и всем понятно, в чём будет состоять работа, как в случае с курьерами, начните с главного — с выгод для сотрудников. А уже потом опишите остальное.
В начале текста также обязательно подчеркните, что выделяет вас среди остальных работодателей. Например, курьеры «Курьериста» не доставляют горячую еду, а также не перевозят тяжёлые посылки. То есть им не нужно переживать, что блюдо остынет, пока они в пути, и не нужно надрывать спину на работе. Такие плюсы понятны многим и могут перевесить в вашу сторону, поэтому говорите о них просто и прямо.
● Подключить визуал, чтобы выделиться
Мало кому будет интересно читать «кирпич» текста, даже если там самое заманчивое приглашение на работу. Визуальное оформление и вёрстка вакансии тоже важны. Сделайте так, чтобы ваше объявление о поиске захотели изучить детально от начала и до конца. Помогут определённые опознавательные знаки: иллюстрации, идентификаторы бренда и так далее. Идеально будет создать брендированную страницу на hh.ru, где вы занимаетесь поиском сотрудников. Вакансия, оформленная с вниманием к тому, кто её будет изучать, явно выигрывает у обычного набора предложений на белом экране.
Внимание на отклик
Ваша вакансия заставила человека остановиться и прочитать условия — он заинтересовался, отклик есть! Но как добиться того, чтобы кандидат больше не искал и не сравнивал вас с другими работодателями? Начать диалог и сразу дать много полезной информации.
Персональная коммуникация с работодателем
Упрочнить интерес кандидата может ваш ответ на его отклик — чем скорее, тем лучше. Помните ведь, что многие смотрят вакансии на ходу и быстро могут переключиться на другую? В этом случае важно попасть в «окно активности» кандидата и выйти на связь сразу. Если отложите это даже на день или два, рискуете упустить момент и потерять внимание.
Виталий Андреев рассказывает, что они используют чат в WhatsApp для быстрого установления контакта и эффектом очень довольны. Соискатель оказывается на прямой линии с сотрудником отдела персонала и может задать любые вопросы о должности, обязанностях и прочем, чего не увидел в описании вакансии. Переписка предпочтительнее прямых звонков, так как далеко не всем будет удобно разговаривать по телефону. Например, если курьер в переполненном вагоне метро или в принципе не берёт трубку на работе. Эксперт подчёркивает, что на связь с кандидатом должны выходить именно те, кто работает с кадрами в компании постоянно, — контакт-центр для таких целей он не советует, так как у его операторов могут быть пробелы в информации.
Презентация: о главном за несколько минут
Один из способов ёмко рассказать всем откликнувшимся соискателям разом о ключевых преимуществах работы в вашей компании — уместить всё это в небольшой видеоролик. Это хороший способ перечислить всё и обеспечить доступ к этой информации в режиме 24/7.
«Презентация позволяет к ней вернуться, — объясняет Виталий Андреев, генеральный директор компании „Курьерист“. — Представьте, кандидат пролистал огромное количество вакансий, с кем-то, возможно, поговорил, везде разные условия — уже на 10-й вакансии он не помнит, кто что рассказывал. А ссылка на ролик всегда у него „в кармане“, и он всегда может пересмотреть его, сравнить предложения и понять, подходит ли ему эта история».
Покажите больше и отсеивайте сомневающихся
А что, если поток желающих слишком большой? Уделить много времени каждому нереально, значит, необходимо точным прицелом выбрать тех, кто наиболее заинтересован и готов к такой работе. Помочь с этим могут дополнительные обучающие ролики, которые можно разослать всем, кто предложил свою кандидатуру.
Виталий Андреев приводит в пример их практику: когда вызвавшихся в доставщики больше, чем ожидали, рекрутер отправляет им 4 дополнительных ролика о работе курьером в компании, контрольные вопросы и специальную анкету. Таким образом, во-первых, происходит ещё более плотное знакомство с компанией, а во-вторых, отсев тех, кто недостаточно заинтересован в трудоустройстве в компанию. В итоге ещё на берегу соискатели получают базовые знания для работы, а работодатели — подготовленных сотрудников.
Не забудьте про лендинг
Не стоит также забывать о тех, кто нашёл вашу компанию на официальном сайте компании. Брендированная страница там как раз для таких кандидатов, а также для тех, кто предпочитает дабл-чекинг и после платформ по поиску работы дополнительно просматривает официальный ресурс работодателя. О наведении справок о компании стоит вообще поговорить более подробно.
Мониторинг отзывов
По данным Службы исследований hh.ru, репутация работодателя входит в тройку важнейших критериев, по которым соискатели выбирают место работы. Аналитики опросили более 2300 респондентов и 88% из них поставили её на третье место по значимости. Отзывы о компаниях хотя бы раз гуглил каждый кандидат, а некоторые вовсе не отвечают утвердительно на оффер, пока не поднимут в сети все оценки пользователей на ту или иную организацию.
Для вас это хороший стимул, чтобы держать руку на пульсе и следить за тем, что пишут о работе на вашу компанию. Разумеется не для того, чтобы подчищать критику, а для того, чтобы адекватно и своевременно отвечать на любые комментарии. Зачем? Сам факт вашего внимания к этому прибавляет доверия к бренду и показывает, что вам нечего скрывать, а ещё, что вы не боитесь замечаний и готовы к конструктивному обсуждению.
Виталий Андреев подчёркивает, что не столько сами положительные или вдруг отрицательные отзывы, сколько ваша реакция на них — ещё один хороший ход, чтобы привлечь новые кадры. Он даёт несколько советов:
На тех сайтах-отзовиках, где это можно, настройте уведомления: как только там что-то появится о вашей компании, вы сразу узнаете. Кроме этого, регулярно самостоятельно ищите отзывы о себе. Это поможет быть в курсе вашей позиции на рынке, заметить системные пробелы в вашем HR-бренде, если они есть, и устранить.
Работайте с негативом, стараясь его нивелировать. Но игнорируйте ресурсы, где пишут только плохо и про всех, — бороться там бесполезно, считает Андреев. Отвечать стоит на тех сайтах, где объективность очевидна: администрация учитывает позицию и соискателей, и компаний. Даже если в ваш огород прилетел камень, и вы уверены, что несправедливо, ответ в сдержанной манере сыграет на руку. Хотя бы потому, что включит критическое мышление кандидатов и заставит собрать на вас досье поподробнее, если те реально заинтересованы в работе на вас.
Не тяните с ответом. Реплика, оставленная под отзывом спустя пару месяцев или больше, уже никому не нужна. Хуже того, вас могут заподозрить в тщательном обдумывании слов как попытке отвода глаз.
Везде, где это уместно, указывайте средний рейтинг вашей компании, который сформировался на порталах с отзывами. Можно даже с гиперссылками на какой-то из них, чтобы не быть голословным и помочь вашим будущим кадрам составить мнение о вас.
Попросите оставить отзыв о работе в команде тех, кого наняли недавно. Можно взять на заметку подход «Курьериста»: новенькие заполняют анкету — если она показывает, что у них есть какие-либо сложности, им организовывают дообучение и потом снова просят заполнить опросник. Когда сотрудник полностью доволен, тогда ему ещё раз, по желанию, предлагают описать опыт работы на этого работодателя на Dream Job. Само собой, всё это на добровольной основе и анонимно.
Поддержка начинающих
Логичный и самый желаемый итог всех этих шагов — согласие кандидата трудиться под вашим началом. Но на этом успокаиваться не стоит. Теперь вам предстоит удерживать внимание нового подчинённого, и это новый виток выстраивания бренда работодателя.
Что делать на этом этапе, подсказывает кейс «Курьериста»:
● Онбординг
Помогите человеку как можно быстрее понять, что у вас к чему, и стать своим. Можно снова обратиться к видеоформату, можно подготовить приветственное письмо, провести беседу или же на первое время дать в помощь наставника. Выбирайте, что больше по душе. Самое главное, чтобы в первые дни сотрудник ощущал поддержку и узнал о ценностях, правилах и условиях работы компании как можно больше.
● Онлайн-поддержка
Если речь идёт о курьерской работе или о чём-то, где есть отлаженная система и все просто выполняют примерно одну и ту же работу каждый день, есть смысл запустить онлайн-чат поддержки с участием бота. Например, курьер не знает, как отметиться о выходе на смену. Он пишет запрос в чат, где бот оперативно отвечает на вопрос, — это удобно, так как не приходится привлекать других людей. В «Курьеристе» заметили, что около 60% вопросов новеньких сотрудников чат помогает решить мгновенно.
Опыт курьерской компании показывает, что работать с восприятием бренда работодателя стоит даже таким бизнесам, где сотрудники не задерживаются дольше пары месяцев. В первую очередь, чтобы повысить качество подбора персонала для себя. Чем больше соискатель будет знать о вас, тем более взвешенным и обдуманным будет его выбор, а работа — качественной. А ещё, чтобы получать отзывы на твёрдую пятёрку, как «Курьерист» на Dream Job. Такой результат — предмет гордости сам по себе. А если принимать во внимание, что речь идёт о компании, в которой текучесть кадров постоянная, то такой эффект от HR-брендинга ценен вдвойне!
Это только один из примеров удачной практики по привлечению персонала и работе с ним. Узнать, как устроена работа в этом направлении в других компаниях, можно, посмотрев выступления спикеров MeetUp hh.ru 2022. А если хочется ещё более масштабного обмена опытом или самому выступить в роли примера, советуем обратить внимание на Премию HR-бренд, которую мы организовываем ежегодно.