Как использовать язык тела на собеседовании
Перед началом собеседования
✓ При необходимости пожми руку
Первым руку протягивает старший по должности, например, работодатель или HR, причем деловой этикет не делает различий между мужчиной и женщиной.
Уверенность в себе поможет продемонстрировать сухая и открытая ладонь, достаточно крепкое (не переусердствуй!) рукопожатие, которое совершается всей ладонью — пожатие одними пальцами создает впечатление одернутой руки.
Не надо трясти кисть и сжимать слишком долго — оптимальная продолжительность рукопожатия — 3–4 секунды. Легкое сдавливание ладони собеседника укажет на твою деликатность и умение держать дистанцию, а вялая кисть — на безынициативность, лень и боязнь принимать самостоятельные решения.
Пожав руку, отступи на шаг назад, чтобы создать комфортное пространство для общения — не меньше 50 см. Тактической ошибкой будет после рукопожатия отвести руки за спину или спрятать их в карманах — и то, и другое воспринимается как желание показать свое превосходство.
✓ Сядь на удобный стул
Если есть возможность выбрать, сядь на стул. Избегай мягких диванов и кресел, особенно кожаных — с них сложно подняться быстро и красиво.
Не сутулься — так ты визуально становишься ниже ростом. Сидеть на самом краешке или вальяжно откинувшись на спинку одинаково проигрышно: первое выдает неуверенность, второе — незаинтересованность. Складывать нога на ногу при всем удобстве позы тоже не вариант — HR или работодатель может решить, что ты занял оборонительную и даже враждебную позицию. Не скрещивают ноги и под стулом — обе ступни стоят на полу во время всей беседы. Кстати, это помогает не только демонстрировать решительность — ощущение опоры придаст спокойствие, недаром говорят «крепко стоять на ногах».
Поза и жесты во время собеседования
Рекрутеры по твоим позам и жестам могут определить, насколько ты заинтересован в работе и что вообще из себя представляешь. Поэтому важно знать, какие жесты помогут произвести правильное впечатление.
Вот несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание:
✓ Блуждающий и уклоняющийся взгляд подрывает доверие, демонстрирует робость и чувство вины, а прямой и открытый, наоборот, показывает интерес, живость характера и хорошую восприимчивость. Но глазами «не сверли» — все же собеседуют тебя, а не наоборот. К тому же контакт глазами, который длится дольше 10 секунд, вызывает дискомфорт и беспокойство. Думая над ответом, можно отвести взгляд, но не больше чем на несколько секунд. Если собеседование проводят несколько человек, поддерживай зрительный контакт с каждым из них, но начинай с того, кто задал вопрос. На онлайн-собеседовании смотри прямо в камеру.
✓ Приподнятые брови и слегка склоненная голова покажут твою мотивацию и желание вникнуть в услышанное, это может быть трактовано как заинтересованность в работе в компании.
✓ Слегка подайся корпусом вперед и встреться с рекрутером глазами, если хочешь сделать акцент на ключевых моментах своей речи.
✓ Богатая мимика — признак высокой самооценки. Рекрутер может насторожиться, если ты будешь с одинаковым выражением лица рассказывать о своих достижениях и недостатках. Но не уходи в театральность, которая, например, может проявляться в демонстративном вскидывании бровей.
✓ Руки держи на столе, но не складывай их в замок — так ты вызовешь больше доверия. И еще важный момент: предметы наподобие ручки или телефона лучше держать в одной руке. Схватившись за предмет обеими руками, ты формируешь незримую преграду между собой и собеседником. Поглаживание подбородка, потирание переносицы, прикосновение к вискам, почесывание шеи сбоку могут говорить о неуверенности в себе и чрезмерной скрытности. Да, на подсознательном уровне мы так стараемся снять стресс. Но на собеседовании это может сыграть против, поэтому накануне встречи проанализируй, с помощью каких жестов успокаиваешься в нервных ситуациях, и избегай суетливых движений.
✓ Держи спину прямой и расслабленной. Избегай «позы черепахи», когда шея словно прячется в плечах — это сигнализирует о неуверенности и страхе.
✓ Избегай указательных жестов, например, когда вытянут указательный палец. Он создает у человека впечатление, что его хотят подавить. Как следствие, на подсознательном уровне появляется чувство раздражения.
После собеседования
✓ Пожми руку, посмотри в глаза и с легкой улыбкой скажи «До свидания». Сделай это искренне! Уходи уверенно, как победитель, даже если кажется, что что-то пошло не так. Выдохнешь (и, если нужно, даже покричишь), когда отойдешь на безопасное расстояние.
***
Умение управлять жестикуляцией дает огромное преимущество на собеседовании, особенно если у тебя еще нет опыта. Открытые жесты, уверенный взгляд и спокойная поза помогут создать правильное впечатление и настроиться на успех. Удачи!